Карманные деньги для школьника
Давать или не давать ребенку деньги на карманные расходы? – этот вопрос интересует многих родителей. Даже у учеников младшей школы есть собственные нужды: купить булочку, поесть мороженого вместе с одноклассниками или приобрести новую ручку или ластик.
Учеными доказано, что чем раньше вы начнете обучать ребенка «финансовой грамотности», тем легче ему будет распределять средства в будущем. Поэтому карманные деньги – это не просто «мелочь, а приятно», но еще и залог того, что ваш ребенок сможет научиться ими правильно распоряжаться. Психологи советуют приучать ребенка к карманным деньгам с 7-8 лет.
Чего делать нельзя?
Школьные обеды. Если вы даете ребенку деньги на обед, их вовсе не назовешь «карманными». Прелесть карманных средств в том, что чадо может ими распоряжаться на собственное усмотрение. Если у ребенка не будет возможности купить себе, наклейки или понравившуюся заколку, он начнет экономить на обедах, изворачиваться и врать, а уж о финансовой грамотности и речи быть не может;
Целевые средства. Сюда же относятся подаренные деньги, а также накопления на конкретные вещи. Вы можете дать ребенку возможность выбора, что купить на эти деньги, вместе выбрать вещь, но «карманными» эти средства считаться не будут;
Работа и деньги. Многие родители практикуют оплату за оценки или выполненную домашнюю работу. На самом деле, тарифицировать «вынос мусора» или «мытье посуды» нельзя. В конце концов, вы же не на рынке? Если мама начнет брать деньги за уборку, а папа за починку пылесоса, вряд ли жить в такой семье будет приятно и радостно. У ребенка должны быть свои обязанности по дому, но изредка можно давать ему возможность подзаработать, но без шантажа «не сделаешь – не получишь денег». Оценки – отдельная тема, ваш сын или дочь не должны учиться ради того, чтобы получить денежку за высокий балл. Это не мотивация;
Преступление и наказание. Предположим, ваше чадо проштрафилось, какое наказание приходит на ум в первую очередь? – отобрать деньги, запретить гулянки и компьютер. Если пользу последних двух вариантов можно худо-бедно аргументировать, то ограничивать карманные расходы нельзя, это не метод. В противном случае, ребенок начнет врать, занимать деньги у одноклассников, и того хуже – полезет к вам в кошелек;
Уменьшать сумму. Представьте ситуацию: у ребенка начали оставаться, к примеру, 50-100 рублей, первая мысль – отлично, можно уменьшить выплаты. Во-первых, если у вас нет особых материальных затруднений, этим действием вы обидите ребенка, во-вторых, разве это плохо? – Ваше дитя учится экономить, за это поощряют, а не наказывают.
Сколько денег давать?
Материальные возможности в каждой семье – разные, спросите у родителей его друзей или одноклассников, сколько они дают своим отпрыскам на персональные нужды, и предложите среднее арифметическое. Если с вашим чадом учатся «мажоры», которым на неделю дают больше, чем вы получаете за месяц, не нужно лезть из шкуры вон и отдавать ребенку последние деньги. Выдавайте одинаковые суммы, которые не ударят по семейному бюджету, пусть учится ими распоряжаться.
В развитых странах, между прочим, вопрос выдачи карманных денег закреплен на законодательном уровне, а если родители не соблюдают «график», ребенок может даже подать на них жалобу.
Ценность денег
Невозможно научиться делать правильные покупки, не имея практического опыта, для ребенка трата денег – это тоже метод проб и ошибок. Если вы будете регулярно выдавать ограниченную сумму, дите быстрее сообразит, на что стоит тратить средства, а на чем можно сэкономить. Заранее обсудите, что покупать нельзя: вредная еда тоже попадает в этот список.
Можно начинать учить копить деньги: к примеру, откладывать 5-10% от суммы, выданной на неделю. Предложите альтернативу: если ребенок будет пополнять копилку регулярно до конца года, то вы добавите недостающую сумму и исполните его небольшую мечту: к примеру, новый телефон или роликовые коньки.
Чадо должно осознавать, что деньги не даются легко: если вы будете бесконтрольно снабжать его большими суммами, вряд ли это прибавите ему самостоятельности и ответственности. Младшим школьникам лучше давать карманные средства понемногу, каждый день, поскольку правильно распределять их малыши еще не умеют. Кроме того, есть риск, что крупную сумму могут стащить в классе или раздевалке. Детям постарше деньги можно давать раз в неделю.
Составьте сразу список обязательных платежей: питание, проезд, пополнение мобильного телефона. Оставшиеся деньги ребенок может использовать на свое усмотрение. Обязательно проведите беседы, как рациональнее тратить карманные деньги, а если дите «спустило» за 2 дня всю сумму, не потакайте ему, пусть терпит до следующей недели, впредь будет осмотрительнее. Бывает и так, что ребенок экономит не потому, что так хочет, а потому что боится тратить деньги. В этом случае, начните с совместных покупок, объясните, что лучше приобретать сразу, а на что можно скопить, если подождать несколько недель. Со старшими школьниками можно поговорить о процентах и кредитах, доходах и расходах. Чем раньше вы научите ребенка обращаться с деньгами – тем проще вам будет.
Тинейджерам, которые любят быть независимыми, можно устраивать испытательные сроки. Выдайте ему сумму, которая должна покрыть расходы на развлечения, транспорт, мелкие нужды и предложите распланировать деньги самостоятельно. Для учета покупок выдайте специальную тетрадь –
пусть записывает траты. В конце недели или месяца вместе проанализируйте, что подросток сделал верно, а без чего можно было бы обойтись.
Ребенок должен быть финансово грамотным – это необходимое и полезное качество, которое пригодится ему в дальнейшем.
- Как научить ребенка вас слушать и слушаться
- Право и лево: как научить ребенка ориентироваться
- Игры для самых маленьких: как развить внимание
- Игры на внимание
- Как научить ребенка читать по слогам?
- О чем нужно поговорить с ребенком, готовя его к детсаду
- Игры по системе Марии Монтессори
- Детское упрямство