Одаренный ребенок: как определить, в чем его талант
Бывает, ребенок, что называется, талантлив во всем: и речь развита не по летам, и математику обожает, и рисует великолепно, и в школе учится с легкостью. Однако чаще всего способности лежат в какой-то одной области. Очень важно не проглядеть талант ребенка и сделать все, чтобы его развить.
✔ Маленький музыкант
О таких детях мамы часто говорят – начал сначала петь, а потом говорить. Они с легкостью схватывают мелодии и повторяют их, запоминают сложные ритмические рисунки и отстукивают ритмы где только можно – руками по столу, ногами по полу, просто в ладоши. Помнят наизусть песенки из любимых мультфильмов и довольно неплохо их исполняют. А если их подпустить к музыкальному инструменту, могут часами от него не отлипать.
Развиваем талант: музыкальных кружков и студий сейчас пруд пруди, причем во многие из них принимают с самого нежного возраста. Да и дома можно многое сделать – например, ставить ребенку классическую музыку и хорошие детские мюзиклы. Станет более сознательным – попробуйте сводить на концерт или музыкальный спектакль. А с шести-семи лет (в особых случаях и раньше) детей уже принимают в музыкальные школы.
✔ Маленький художник
Описывая предмет, в первую очередь называет его цвет. Уже к трем годам умеет изобразить предмет так, что невозможно не догадаться, что это – лошадка или, скажем, бегемот. Рисует где только можно – на асфальте, на полях книжек, на обоях, на полу… С азартом смешивает краски и разноцветные кусочки пластилина. В рисунках таких детей явно прослеживается сюжет. Например, девочка рисует не просто принцессу, а принцессу в бальном зале рука об руку с королем; вокруг гости и придворные, а неподалеку восхищенный прекрасный принц.
Развиваем талант: можно вместе с малышом делать всевозможные поделки из пластилина, цветной бумаги, природных материалов; получившиеся работы непременно сохраняйте. Как только ребенок сможет сосредотачивать внимание достаточно надолго, начинайте водить его на выставки и в картинные галереи. А со школьного возраста можно отдать ребенка в художественную школу.
✔ Маленький исследователь
Каждый ребенок по натуре почемучка, но этот просто покоя родителям не дает – все-то интересно его пытливому уму: как ползет муравей, сколько ног у паука, почему тучи летят в одну сторону, а ветер дует в другую, почему газ горит синим пламенем, а дерево – желтым. На каком-то этапе, осознав, что от мамы с папой невозможно добиться ответов на все вопросы, обращается к книгам – причем не к художественной литературе, а научно-популярной. Знает о мире столько, что иному взрослому завидно.
Развиваем талант: не препятствуйте его исследовательскому пылу. Хочется малышу часами наблюдать за поведением муравьев или полетом снежинок – пусть себе. Наверняка ему понравятся наборы типа «Юный химик» или «Собери солнечную систему». Когда станет постарше, можно подкинуть ему идею вести дневник наблюдений и вообще записывать все свои идеи, даже самые неожиданные.
✔ Юный технарь
Невозможно оставить без присмотра – тут же что-то разберет на винтики. Впрочем, довольно рано начинает каким-то волшебным образом понимать, как работают наиболее простые механизмы, и собирает разобранные вещи, причем так, что они снова функционируют. К схемам и чертежам относится не менее трепетно, как иные к картинам Айвазовского, а книгами вроде «Малышам о технике» зачитывается, как волшебными сказками.
Развиваем талант: если у вас завалялся старый механических будильник или еще какой ненужный «девайс», отдайте его ребенку на растерзание – он будет счастлив. Познакомьте его поближе с тем вашим родственником, у которого золотые руки – пусть вместе разбирают и чинят. А со школьного возраста детей принимают в кружки технической направленности – поищите такой в своем районе. Кстати, преподаватели подобных кружков утверждают, что у них с энтузиазмом занимаются не только мальчики, но и девочки.
Мы рассмотрели наиболее очевидные направления применения способностей. Может быть, у вашего малыша душа лежит к чему-то более редкому? Распознать талант своего ребенка не так уж сложно, если вы проявляете искренний интерес к его жизни. Есть мнение, что бездарных детей не существует, важно лишь суметь увидеть, в чем дарование каждого конкретного ребенка.