В чем заключается готовность к школе?
Каков необходим набор качеств (компетенций):
- Эмоциональная компетенция
- Социальная компетенция
- Моторная компетенция
- Мыслительная, интеллектуальная компетенция.
Эмоциональная готовность к школе: - способность выдерживать нагрузки (общество незнакомых людей, услышать требование) - способность понести разочарования (например, если не спросили на уроке, когда хотел) - уверенность в себе и своих силах - адекватность в новой ситуации
Социальная готовность: - умение слушать - чувствовать себя членом группы - понимать значение правил и умение соблюдать их - желание конструктивно решать конфликтные ситуации
Моторная готовность: - собственная инициатива и активность - умение воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними - равновесие, тактильные и кинестетические ощущения - координация «рука-глаз», ловкость пальцев и рук (Примеры гармоничного движения – танец).
Мыслительная готовность к школе: - концентрация внимания в течение некоторого времени (индивидуально) - слуховая и визуальная память - любознательность и интерес к учению - логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности.
Можно сказать, что «Готовность к школе – не продукт, полученный на специальных занятиях, а плод жизненного опыта.»
Развитие двигательной сферы влияет на формирование высших психических функций (не только мелкая моторика и пальчиковые игры, но и все движения тела). Когда ребенок уверен в способностях своего тела, он более уверено себя чувствует и в других областях, это влияет и на концентрацию внимания. Лучше чувствует и соблюдает границы. Это же связано и с проявлением воли, инициативностью, активностью. Все вместе это влияет в свою очередь и на речь, ее развитие.