Если мы проследим самые счастливые и безмятежные моменты нашей жизни, то в сумме их можно определить как периоды полной ясности понимания того, что происходит вокруг, удовлетворенности собой и окружающим миром.
Если мы заботимся о физическом здоровье наших детей, о способности организма бороться и побеждать инфекции, то, прежде всего мы должны обеспечить ему позитивное, счастливое существование.
Медицина не случайно создала новую науку – психомедицину. Она образовалась на стыке психологических и медицинских исследований. Ученые считают, что в нашем организме постоянно проживают наряду с полезными микроорганизмами, болезнетворные.
Но счастливые люди справляются с ними, а в периоды стресса иммунитет резко падает и организм легко подвергается заболеваниям.
Стресс может быть не только психическим, но и физическое переутомление приводит организм к состоянию близкому к стрессовому шоку.
Так, например, профессиональные спортсмены, усиленно тренирующиеся перед ответственными соревнованиями, довольно часто перенапрягаются как эмоционально, так и физически. И в этот период они подвержены заболеваниям, их иммунитет резко снижается. Поэтому важно регулировать жизнь малыша так же в области его физической активности. Дети легко увлекаются и приходят домой сильно уставшими. Если это продолжается изо дня в день, то иммунитет малыша также будет ослабляться.
Если ребенок задает нам вопросы, значит взгляд его на мир и установки, делавшие картинку окружающего мира понятной и позитивной, столкнулись с новым эпизодом. Выводы по этому эпизоду не вписываются в старую форму восприятия мира малышом.
Родителям необходимо проследить нить рассуждений малыша и понять, какова была его позиция в прошлом, что произошло в настоящем и помочь ребенку создать новую позитивную картинку мира. Потому что понимание создает покой и безмятежность, отсутствие стрессов, и обеспечивает стабильную работу всей системы защиты организма ребенка от болезней, его иммунитета.
Каждый день, не замечая того, мы получаем микрострессы. Причиной из появления является неожиданный поворот событий, даже резкий нежданный звук. Но благодаря тому, что взрослые люди обладают богатым жизненным опытом, они легко анализируют ситуацию, сравнивая ее с похожими случаями, и находят решение проблемы. Таким образом ситуация дежурная для взрослой особи, для малыша является серьезным эмоциональным и физическим потрясением. У нас есть возможность создать своему ребенку жизнь, лишенную стресса проверенным способом. Способ этот состоит в строгом соблюдении режима дня. Организм малыша привыкает к налаженному ритму и легко переключается с одной деятельности на другую, не испытывая стресса.
Чтобы представить себе состояние ребенка, семья которого не соблюдает режим дня, вспомните тот момент, когда вам показалось, что звонят в дверь или вас кто-то громко позвал. И вы, спустя секунды понимаете, что вам послышалось или звук исходил из телевизора. В этот момент вы чувствуете сильнейшее напряжение. Потому что ваши рефлексы и гормоны подготовили вас к действию, а его не последовало. Точно так же организм и психика ребенка реагируют на неорганизованную, нерегламентированную жизнь в семье или резкие перемены в устоявшейся действительности.
Особое благотворное действие соблюдение режима дня оказывает на слишком впечатлительных, нервных детей. Такие дети, как правило, мало едят и плохо засыпают. Но если превратить их жизнь в размеренную схему, то организм привыкнет, и малыш окрепнет и остепенится.
Режим в каждой семье должен быть свой собственный. Потому что жизненный ритм заложен в нас генетически, вместе с темпераментом. Продумайте, собравшись всей семьей, какой ритм и последовательность действий будут подходящими для вас и малыша.
Соблюдение режима дня не должно стать карательной мерой или самоцелью. Чтобы воспитать, а не сломать, мы должны учитывать психическое состояние ребенка и делать разумные отступления. Если вы будете сочувствовать и понимать малыша, то именно от вас он научится обладанию этими качествами. И когда вы состаритесь, то обратит их к вам. Слишком строгое и неукоснительное соблюдение правил, игнорирование внутреннего состояния ребенка ведет к воспитанию жестокости и эмоциональной глухоты. В этой шаткой ситуации есть возможность правильного направления. Вам надо соблюдать режим и дисциплину в семье не ради порядка, а ради общей с ребенком цели. Эту цель следует обсудить и принять вам с ребенком совместно. Например, для воспитания силы воли и мужества, как у любимого героя вашего малыша. Чтобы стать таким же сильным и смелым.